суббота, 16 апреля 2011 г.

Подлинный портрет Алима.

История знакомства Айвазовского с известным крымским разбойником Алимом, была рассказана Людвигом Петровичем Колли на страницах Известий ТУАК за 1905 год. 
Л.П. Колли, фото с музейной афиши. 
Ниже представлен  сокращенный вариант этой истории.

"Недавно г-жа Мария Дмитриевна Де-Вальден прислала из Одессы в дар Феодосийскому музею древностей хранившейся с 1849 года в ее семье, рисованный карандашом с натуры портрет –эскиз прославившегося лет этак 60 тому назад своими похождениями крымского разбойника Алима-Азамат оглу.
В начале 80 годов истекшего столетия мне случалось бывать в имении Шейх Мамай, феодосийского уезда, у профессора Ивана Константиновича Айвазовского.
Зашла речь об Алиме. Вот что между прочим в беседе мне рассказывал  маститый художник.
"Однажды , в 40-х годах помню, заехали ко мне в Шейх Мамай, из Феодосии, несколько офицеров и полицейских чинов и попросились  здесь переночевать. "Алим" говорили они, "скрывается тут не далеко, в окрестных старо крымских лесах. Идем завтра на рассвете устраивать облаву".
Действительно, вставши утром, я их у себя уже не застал. 
На другой или треий день вернулись офицеры:
"Ну что?" Спрашиваю: "видали –ли вы Алима?"
    -Как же, видали! 
Мы цепью окружили всю гору между Отузами и Кизелташем. Разбойник скрывался в густом лесу. Его увидели наши ребята и стали стрелять в него.
Конь у него молодой, серый. На голове у него серая смушковая шапка. 
Окало 8 часов утра, когда наша рота, сомкнувшись, вот –вот должна была собраться в за ранее намеченный пункт, с вершины соседней  горы раздался звучный , веселый крик "ура"!
Алим как конная статуя, не подвижный, верхом на сером коне, махал шапкой.
Все фигура рельефно выделялась на светлом фоне безоблачного неба . 
Только его и видали!"
    -Но скажите, Иван Константинович, спросил я, Вы видали Алима?
    -Конечно, не раз видал, беседовал даже с ним, как теперь с вами в Шейх Мамае, кофеем его угощал.
    -Неужели? Каков он был собой? Какова была его наружность?
    -Наружность Алима? 
Как у всех наших крымских татар. Черная из люстрины куртка с короткими рукавами, из которых покрывая мышцы, висели широкие, всегда чистые рукава рубахи; широкие черные, опоясанные  восточным разноцветным шарфом штаны; на голых ногах крепкие, открытые башмаки, а на голове серая смушковая шапка- таков был его костюм.
 Портрет Алима, о котором говорилось в начале этой истории.
Лицо у него было несколько продолговато, с серыми умными, симпатичными глазами, черные усики, плечи довольно широкие, рост средний, стан бодрый, телосложение здоровое.
Видно было что это ловкий и сильный татарин лет около 30.
Конь у него был лихой, как сам хозяин.
    -Не существует ли где ни будь его портрета?
    -Представьте себе, была здесь в Крыму, в конце 40-х годов, одна француженка, и ей удалось, по моей протекции, в симферопольском тюремном замке срисовать карандашом с натуры эскиз Алима.
    -Что вы говорите?
    -Да. Но теперь неизвестно, где этот интересный рисунок.
    -В самом деле, интересно было бы лицезреть физиономию этого татарского бандита, о котором весь Крым рассказывал всевозможные легенды.
    -Не могу вам сказать, куда девался этот портрет. Вероятно художница подарила его кому ни будь или увезла с собой. Ведь в 40 годах у нас получить гравировальный портрет составляло большое затруднение, а тем более портрет такого субъекта как Алим. Фотографии еще не существовало.
    -Вы говорили, Иван Константинович что беседовали с Алимом здесь, в Шейх Мамае?
    -Да, быстро прервал меня маэстро. Первая моя встреча с ним происходила здесь, летом около 9-10 часов утра. Входит ко мне в мастерскую мой служитель и докладывает, что какой то татарин желает поговорить со мной. Бросаю кисти, палитру и выхожу на веранду, где стоит молодой татарин. Что тебе надо? Спрашиваю по татарски.
    -Желаю говорить с Ованесом –ага. -
    -Я.
    - А я –Алим, настоящий.
    -Алим!… Этот…
    -Да, много слыхал про тебя. Все тебя знают и хвалят. Давно хотел видеть тебя. Говорят картины пишешь. Можно  -ли посмотреть?
Айвазовский в этот день оканчивал четвертую из больших, заказанных султаном картин, видов Босфора. Сюжеты интересные для мусульман.
    -Хочешь посмотреть мои работы? Иди!
Мы вошли в мастерскую.
    -Вот виды Стамбула, серая падишаха, Босфора, Скутари…
    -Красиво!…А эти маленькие картины на стене  - это тоже твоя работа?
    -Как же! Это виды нашего Крыма.
    -Узнаю! Эти места мне хорошо известны. Горы, даль, зелень. Вот Судак, Ялта, вот здесь , на Салгире, точно такие же места! Ты был там Ованес –ага?
    -Конечно!
    -Я эти места прекрасно знаю. Часто в них бываю. Там такие чудные места! Скалы, леса, ручьи…Как хорошо там отдыхать , улечься в тени!… О наш Крым, лучше всех султанских дворцов!… Спасибо тебе Ованес ага, что ты мне все это показал. Теперь понимаю, почему все и даже государь с тобою знакомы. Спасибо. Прощай Ованес ага!
 * * * 
    -Нет Алим не прощай, продолжал свой рассказ Айвазовский. Я здесь хозяин. Выпьем по крымскому обычаю по чашке хорошего коффе.
На веранде Алим принял от хозяина чашку турецкого кофе. Они разговорились.
    -Холост ты еще, Ованес ага?
    -Да думаю скоро жениться.
    -Буду на твоей свадьбе! Хочу по смотреть на твою невесту. 
Айвазовский весь содрогнулся от ужаса.
    -Да, да буду. Прощай, Ованес ага!
И  поспешно вышедши за плетень сада, Алим вскочил на своего серого дружка и помчался по направлению к Бурундуку". 
Продолжение…


Комментариев нет:

Отправить комментарий