воскресенье, 15 июля 2012 г.

“Надежда Феодосии”.

По материалам Известий Таврической ученой архивной комиссии, издание 1919 года. В статье Вениамина Геймана идет речь о борьбе между Севастополем и Феодосией за создание у себя коммерческого порта. Перед вами пересказ  заключительной части этого материала.
После всестороннего изучения вопроса министр путей сообщения, статский секретарь Гюббенет, отдал решительно предпочтение Феодосии, однако остальные члены комиссии не разделяли взглядов своего председателя и дело по распоряжению императора Александра III было направленно в кабинет министров, где рассматривалось 24 апреля, 1 и 11 мая 1890 года. Все члены кабинета одобрили идею, прежде всего  о превращении Севастополя в военно-морской порт и о переводе туда коммерческой гавани, далее мнения членов комиссии разделились...
Председатель и 9 членов комитета, наследник, в последствии император Николай II, министр народного просвещения –друг Айвазовского, гр. Делянов, 
а так же Абаза, Селяновский, Победоносцев, Фриш, Манасеин, Гюббенет и Влангали поддержали Феодосию.
Эти 10 членов указывали на необходимость освобождения Севастополя от всяких чуждых и вредных морскому военному делу условий и элементов, выражая уверенность в том, что феодосийский рейд при глубине 5-12 саж. сможет вместить в себя до 130 судов, что приспособления Феодосии к портовому устройству обойдется значительно дешевле, чем приспособления Стрелецкой бухты Севастополя.
После  изменений, меньшинство сформулировало свое мнения следующим образом, из которого приведем лишь два пункта
1.Севастопольский рейд навсегда передается в исключительное пользование морского ведомства.
2.Коммерческий порт устанавливается в Феодосии, при чем этот город соединяется железнодорожной веткой со станцией Джанкой…

Под влиянием Айвазовского, Александр III, не смотря на усиленные хлопоты великих князей, наложил следующую резолюцию:
 Исполнить. Согласен с мнением председателя и 9 членов, разделяющих его мнение”.
Таким образом в результате 60 летних мучений Феодосия наконец-то получила и железную дорогу и порт, что и повлияло на дальнейшую ее историю.
Аллегорическое изображение борьбы между защитниками Севастополя и Феодосии было дано одним из ее участников -  И.К. Айвазовским в картине “Надежда Феодосии”.
На этом  полотне была изображена стоящая со знаменем на одиноком утесе среди бушующих волн морской пучины молодая женщина -Феодосия, а  над белоснежной ее фигурой парили орлы –защитники Севастополя.
Эта картина была подарена И.К. городу, хранилась в зале городского здания и погибла во время поджога думы при погроме произошедшем 19-21 октября 1905 года.
Сообщение о погромах в Феодосии и о пожаре в городской думе.


Из других памятников этого периода времени, связанных с ж. дорожными проектами, отметим лишь памятник Александру III,  
да  название улицы города  именем Гюббенета, человека давшего Феодосии порт.

Открытие ветки Джанкой-Феодосия состоялось 3 августа 1892 года в торжественной обстановке.
Поезда первоначально доходили до станции Феодосия (Сарыголь), а затем и до станции Феодос. порт.
В 1899 г. от станции Владиславовка была проведена ветка на Керчь.
Открытие ж.д. ветки Владиславовка -Керчь (фрагмент фото).
И наконец, в 1914 –1917 годах возникли проекты соединения Феодосии железной дорогой со Старым Крымом и через Коктебель –Отузы –Судак с Алуштой.

1 комментарий:

  1. Приглашаю 2 июля 2015 в 15,00 в галерею Айвазовского на выставку С.Коваля Морская душа,реконструкция Торжество Феодосии

    ОтветитьУдалить