Фрагменты воспоминаний учителя словесности, Юрия Андреевича Галабутского, по публикации в "Крымском альбоме" (издательство "Коктебель". 2002).
Здесь идет речь о копиях картин Айвазовского.
Читаем…
Читаем…
"Айвазовский охотно представлял свою картинную галерею в распоряжении меньшей братии, маленьких художников, местных и приезжих, которые занимались копированием его картин. Между ними некто Лысенко, местный учитель рисования, обладая положительным талантом копииста.
Его копии с картин Айвазовского так были хороши, что, говорят даже сам Айвазовский иногда ошибался, принимая их с первого взгляда за свои оригиналы.
Немудрено, по этому что у Лысенко не было недостатка в заказах, и на копиях он наживал порядочные средства. В последствии Лысенко стал писать и оригиналы, посылая их на выставки, и одна из его картин на выставке в Париже удостоилась почетного отзыва.
Это раздражало Айвазовского, который в работах Лысенки усматривал плагиат. По этому он запретил Лысенку писать копии с своих новых картин и не пускал его в галерею.
По рассказу самого Лысенки, Айвазовский, встретившись с ним на улице, сказал ему:
«Вы поступаете не хорошо: на ваших картинах, небо, воздух, море – это все мое, все это вы украли у меня!»
На это Лысенко возразил:
«И.К-ч! Пригласите эксперта из Академии, и я при нем напишу картину совершенно самостоятельно!»
И написал бы, конечно, ибо от долголетней практики так набил руку на копиях, что стал писать совершенно a al Айвазовский, хотя бы и закрывши глаза.
Притом же в картинах очень трудно отделить оригинал от копии, - по крайней мере с формальной стороны: повернул не так судно, прибавил к берегу камень или поставил скалу –вот и готов оригинал".
Это то что было написано Юрием Андреевичем Галабутским, в его мемуарах.
Далее, как пример творчества художников, вдохновленных работами Айвазовского, очевидно стоит показать следующие репродукции, все это было прислано автору этих строк Николаем Петровичем Левенко несколько дней тому назад.