пятница, 14 сентября 2012 г.

Летним вечером в Феодосии (дополнение)

Небольшое дополнение к истории (источник), фрагмент которой был опубликован здесь.
Письмо Ходасевича Б. А. Диатроптову. 18 июля 1916 г.


19. Б. А. ДИАТРОПТОВУ
18 июля 1916. Коктебель
Дорогой Борис Александрович,
я был очень рад получить запоздалое Ваше послание. Еще более обрадовало меня то, что напасти Ваши, о которых я был весьма наслышан, приходят к благополучному концу.
Я живу благополучно и (тайна государственная даже от друзей!) пока бескорсетно. Почему - скучно рассказывать. Ем, пью и сплю. Больше ничего, если не считать занятий славою. В такой мере я еще никогда не был знаменит. О моих приездах и отъездах сообщают в симферопольской газете (они обслуживают и Феодосию). Девушки ко мне льнут. Мальчишки показывают на меня пальцами. Куплетец про меня звучит у меня за спиной, куда бы я ни пошел. 10-го я читал здесь в концерте. Сегодня это письмо опущу в Феодосии, ибо в 5 часов за мной приедет автомобиль (моторную лодку я отослал обратно). Буду читать в концерте феодосийском  . Его устраивает здешнее военное и гражданское начальство. А 24-го учащиеся девушки умоляют читать в их пользу. Я становлюсь похож на Плевицкую .
Все это не совсем ни к чему: я сделал несколько знакомств, которые могут оказаться чрезвычайно полезными, если только феодосийцы - не коварные обманщики.
Мои ближайшие друзья: 1) начальник Феодосийского порта - Шурик  ; 2) Кедров, профессор Петербургской консерватории, - глуп как сивый мерин; 3) один военный врач здешний, очень милый и обязательный человек; 4) Дейша-Сионицкая (пусть Александра Ионовна хрустит от зависти!) - старая идиотка  ; 5) шестнадцать сладострастных вдов призывного возраста. Все - ученицы Дейши; 6) мировой судья феодосийский, прямой потомок Перикла, поэт, коллекционер, дурак круглый. Враг личный Вашего врага Ал. Толстого: тот его "описал" со всеми потрохами  ; 7) Макс Волошин, мистический гурман; 8) его мать, умная старуха и хорошая . Пальца в рот не клади; 9) Мандельштам . Осточертел. Пыжится. Выкурил все мои папиросы. Ущемлен и уязвлен. Посмешище всекоктебельское; 10) Львова  , композиторша, бельфамша, дочь "Боже, царя храни"  . Собирается делать из меня романсы. Я отвиливаю; 11) барон Кусов. Кавалерист. Ранен. Блистателен. Юн. Вся карьера впереди. Поит меня шоколадом. Самая что ни на есть лейб-гвардия. Свой человек там, куда меня еще не приглашали.
И все-таки 15-го августа меня оторвут от плуга! что-то будет? В крайнем случае отправлюсь на фронт в качестве французских чернокожих войск. Только этим и утешаюсь. У меня руки черные, а не коричневые. Но все-таки Крым - дрянь порядочная. Это мое последнее слово. Со временем мы с Вами махнем на Сицилию.
Пишите, пожалуйста, о себе. Поклонитесь Александре Ионовне. Пусть она непременно напишет мне.
Целую Вас нежно.
Владислав.
P.S. Спросите у А. И., почему мамочка до сих пор не прислала мне новую шляпу? 
Что Мура? Не изменяет ли мне? Полнеет ли?
Я не сомневаюсь, что Вас отсрочат, - а все-таки пишите, как дела.
Спасибо. Газету получаю.
Несколько комментариев из источника и не только, касающиеся концерта произошедшего в Феодосии 18 июля 1916 года.
Ср. описание концертов в письме Ю. Оболенской к М. Нахман: "После отъезда обормотов в Коктебеле сменилось несколько жизней. Одна - период трех поэтов и концертов... (...); Везли нас в Феодосию на катерах, автомобилях, а нам с М. Ал. и Мандельштамом достался автобус, где мы на имперьялах тряслись в обществе урядника, сгибая головы под телеграфной проволокой.
(,...); Мандельштама действительно освистали - 3 раза повторял одно место под хохот публики: "я с ними проходил 3 раза то, что им было непонятно", - говорил он.
Макс имел большой успех, а Ходасевичу и Массалитинову, на бис читавшему Пушкина, кричали: "Довольно этих Мандельштамов"" (2 августа 1916 г. - Там же).
"Шурик" - Александр Александрович Новинский - начальник феодосийского порта.
А. Толстой сатирически изобразил П. Н. Лампси - феодосийского судью, внука И. К. Айвазовского - в рассказе "В гавани" (1915).
"мировой судья феодосийский"А. Толстой сатирически изобразил П. Н. Лампси - феодосийского судью, внука И. К. Айвазовского - в рассказе "В гавани" (1915).
На самом же деле здесь речь идет о Николае Михайловиче Лампси, внуке И.К.Айвазовского, которому в 70 годах прошлого века намеренно было изменено имя на Петр Николаевич, по мимо этого на его фото ему был изменен и профиль носа. Таким образом  советское секретное ведомство (КГБ) в историю пыталось ввести своего человека.. Об этих фальсификациях стало известно благодаря неряшливости издателя, допустившего в одном и том же издании два фото этого внука Айвазовского, на которых у него почему-то оказался разный профиль носа. 
Фрагменты фото с разным профилем носа см. ниже
Об этом было написано здесь.
"Мамочка" - мать А. И. Диатроптовой. По воспоминаниям Д. Б. Диатроптова, Александра Ионовна родилась в купеческой семье, у ее матери были фабрика и магазин в Верхних торговых рядах в Москве, и любимой шуткой В. Ходасевича была "Шурочка, возьмите у мамочки тысячу рублей и махнем в Италию" (Диатроптов Д. Б. О моих родителях // НН. 1988. No 3. С. 93).
Продолжение...

Комментариев нет:

Отправить комментарий