пятница, 27 мая 2011 г.

Айвазовский- публикации (продоложение)

Копии стр. опубликованных на смерть художника в 1901 году в г. Одесса.
Продолжение.
Стр.10
Стр.11
Стр.12

Стр.13
Стр.14
* В оригинале имеется ошибка, не верно указаны годы жизни художника, должно быть:
"...на восмьдесят третьем году жизни..."

среда, 25 мая 2011 г.

Айвазовский-публикации.

Перед вами публикация, ее фрагмент, из раздела "Некрологи" сделанная на смерть художника в 1901 году действительным членом А Павловским, эта публикация из "Записок Одесского Общества Истории и Древностей".
Стоит обратить внимание на происхождение отца художника.


"Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817 года. Его отец, турок по происхождению, получил воспитание в армянской семье,  сам был женат на армянке. Когда-то Константин Гайвазовский, таково было правописание этой фамилии да 1840 года, как можно судить по грамоте на дворянство - благодаря счастливым торговым оборотам, пользовался полным благосостоянием, но ко времени рождения Ивана Константиновича всякие воспоминания об этом богатстве исчезли и детство художника прошло в маленькой убогой по своей обстановке квартире.
Иван Константинович брат ученого иерарха армяно –григорианской церкви. Выдающегося лингвиста, занимающего почетное место в летописи и истории восточной литературы епископа Имеретинского Гавриила Айвазовского, отличался необыкновенно ранним развитием особенно  в области искусства. Уже восьмилетним мальчиком он не расставался с  карандашом и срисовывал все, что представлялось ему интересным. Если не было чистой бумаги, он испещрял своими рисунками книги или набрасывал их углем на стенах домов.
 10-12 лет он самоучкой научился играть на скрипке, обладая хорошим слухом он  легко схватывал  местные мотивы и так художественно передавал их что не вольно увлекал  слушателей.
 В уездном училище, где получил Айвазовский свое первоначальное образование, он с успехом изучал русский и турецкий языки. Словом это была талантливая натура, для быстрого развития которой нужны были только счастливые обстоятельства, и таковые выпали на долю Ивана Константиновича. Феодосийский архитектор Кох рано обратил внимание на  выдающиеся художественные способности  мальчика Айвазовского и явился первым его учителем рисования. Он преподал ему первые понятия о перспективе и обучил его архитектурному черчению, он же обратил внимание на способность мальчика феодосийского градоначальника А.И.Казначеева, который познакомил мальчика в рваных сапогах со своим сыном его ровесником и подарил ему ящик водных красок  и целую стопу отличной рисовальной бумаги, «лучший в жизни  и памятный подарок» по собственным словам Айвазовского.
Это знакомство  Айвазовского с А.И.Казначеевым было решающим моментом в жизни Ивана Константиновича, так как дало толчок всему дальнейшему его преуспеванию. Когда Казначеев был назначен Таврическим губернатором и он переселился в Симферополь , он не пожелал расставаться со своим талантливым питомцем и взял его с собою.
В Симферополе Айвазовский учился в месте с сыном своего покровителя, в доме его встречался с лицами лучшего общества , вместе со своим товарищем – сыном Казначеева , посещал их знакомых и между прочим, каждое воскресение проводил в доме Натальи Федоровны Нарышкиной, урожденной Ростопчиной, сын которой Федор Дмитриевич был его товарищем по гимназии. В 1831 году Айвазовский рисовал уже так хорошо что знакомые его покровителя желали иметь его рисунки. Исполненный пером рисунок его изображавший внутренность еврейской синагоги и группу молящихся  в ней евреев получил от Айвазовского и Ф.Д Нарышкин. Показанный Наталье Федоровне Нарышкиной, этот рисунок побудил ее позаботится о дельнейшей участи этого очевидного таланта. Собрав рисунки четырнадцати летнего мальчика она отправила их в Москву архитектору и в тоже время известному живописцу  Тончи, а тот последний переслал их в месте с письмом Н.Ф. Нарышкиной  и прошением на высочайшее имя в котором ходатайствовал об отправлении юноши в Рим для обучении живописи, Министру Двора князю П.М.Волконскому.  Прошение это было передано на заключение тогдашнего  президента Императорской академии  Художеств А.Н.Оленина  с запросом, нельзя ли на перед взять Айвазовского в Академию?
Ответ на этот вопрос был благоприятный,  и 22 июля 1833 года последовало Высочайшего соизволение на принятие Айвазовского в Академию художеств пенсионером.  Его Императорского Величества  и доставление его в Петербург за казенный счет.
Известие об этом Высочайшем соизволении дошло до Симферополя ранее официального сообщения и в августе 1833 года Айвазовский покинул гимназию на половине курса  выехал в Петербург с семейством В.А. Башмаковой (урожденной княжны  Италийской графини Суворовой –Рымнинской).
Не красна была материальная обстановка жизни в Академии для  Ивана Константиновича и не легко было ему к ней привыкнуть после нескольких лет благоденствия в семье Казначеевых. Не важно на первых порах шли занятия юного художника у известного тогда профессора – пейзажиста М.Н. Воробьева, аттестовавшего его как не особенно прилежного ученика. Не столько эти занятия у профессора, обладавшего однако по словам Айвазовского драгоценной способностью внушать ученикам любовь к природе и стремление к ее изучению, сколько знакомство с произведениями великих старых мастеров в петербургских коллекциях  и особенно копирование пейзажей Клода Лоррена  принесли талантливому юноше существенную пользу в  деле художественного образования. Не мало содействовала быстрому развитию художественных способностей  Айвазовского и та среда, в которую он попал в Петербурге.
 В Академии как раз в это время собралась целая кучка талантливых учеников (Штернберг, Ставассер, С.М. Воробьев, Фрикке, Завьялов, Шамшин, Логановский, Кудинов, Рамазанов), известно какую большую роль в деле художественного образования играет взаимное влияние товарищей, гораздо более чем от учителя ученики учатся друг от друга и талантливый товарищ часто за собой увлекает целый класс каков же должен был быть результат совместного обучения целого ряда  выдающихся юношей?!  На Айвазовском,  отличавшемся  общительностью, а с товарищами всегда бывшем в приятельских добрых отношениях, среда не могла не отозваться самым благоприятным образом.
В Академии все праздники  Айвазовский проводил  либо у Александра Аркадьевича князя Суворова –Рымнинского, либо у Алексея Романовича Томилова.
Им рекомендовал Айвазовского в своих письмах его первых благодетель и покровитель А.И. Казначеев, с которым Иван Константинович продолжал переписываться и в Петербурге и к которому сохранил благодарность на всю жизнь. Особенно ценно для Айвазовского в художественном отношении было  знакомство с А.Р. Томиловым,  человеком добрейшей души, страстным  любителем живописи и коллекционером, имевшим богатое собрание картин и гравюр Рембранта и других первокластных и богатейшее собрание русского мастера А.О. Орловского (ск.1835 г.)
В доме Томилова талантливый и восприимчивый юноша  познакомился с целым рядом известных тогда художников, между которыми в начале самое выдающееся место  занимал именно этот самый  А.О. Орловский, друг дома и частый гость.
Лето – Айвазовский ученик проводил обыкновенно в имении Томилова, в селе Успенском, на  живописном берегу Волхва. Отдыхая в веселом обществе на лоне природы, он в тоже время мог заниматься чтением и  рисованием с натуры".
Выше были набраны только первые три стр., дальнейший текст все же лучше читать в оригинале. См. ниже.
Стр.5
 Стр.6
 Стр.7
 Стр.8
 Стр.9
 Продолжение...