четверг, 28 октября 2010 г.

Страна Коктебель

 Страна Коктебель
В киевском издательстве “Болеро” вышла книга, с очень емким названием “Страна Коктебель”.
Ее автор Евгений Жарков. 
Вышла она правда еще в 2008 году.
Литературные редакторы: 
Алла Ненада, 
Елена Скрябина, 
Игорь Татаринцев.
Рецензенты: А.Г. Чередниченко, кандидат философских наук (Белгородский гос. университет) и 
И.Ф Касацкая, кандидат исторических наук (Российский государственный социальный университет, Москва).
Да, господа,  это та самая Ирина Федоровна Касацкая, которая переписав родословную Ивану Константиновичу Айвазовскому  стала его праправнучкой.
В этом издании допущен обидный ляпсус, который хотелось бы исправить. 
На эту тему, мы с автором этого издания, уже как-то говорили.
Из аннотации к этому изданию: 
“Не страницах книги раскрывается тайна уникального феномена – превращения географической точки на карте в духовный центр творческой интеллигенции”…
Нас конкретно в этой книге будет интересовать только одно фото. 
Фото, размещенное на 504 странице, оно перед вами.
Это его сопроводительный текст: 
“Коктебель. Дачники перед постройкой усадебного дома. Начало 1910 гг. Фотограф не известен. Частное собрание (СПб). Публикуется в первые. Свидетельством тому, что перед нами Коктебель, являются панорама долины с дачей наследников фон Теша на горке. Последующая исследовательская работа с планами разбивки участков имения Юнге поможет установить, чье семейство запечатлено на фото. На заднем плане – трое мужчин в полосатых рубашках и галстуках (явно “нормальные дачники, которые и на снимке перед усадьбой Волошиных. Таким образом, уместна аналогичная датировка”. 
На этом сам текст и заканчивается. 
Здесь было упомянуто еще одно фото. Следует показать и его.
Не так давно, как рассказывали местные коллекционеры, при ремонте здания, это район старого города, именуемый в феодосии, как карантин, на его чердаке был найден ящик в котором находилось 10-12 фотопластин. 
Очевидно это те пластины, которые их автор- фотограф посчитал не удачными, или по качеству или же  по содержанию. Для нас остается загадкой, почему он их решил сохранить. 
Отпечатки с них вы видите перед собой. 
и еще одно фото с Волошиным.
См. ниже.
Так вот господа, возвращаясь к этим книжным фото, следует показать несколько отпечатков сделанных с этих самых стеклянных пластинок, они как раз и смогут дополнить книжные публикации, тем что  хоть как-то попытаются ответить на вопрос, кто на самом деле, присутствует на этих фото. 
 Это полный кадр
 и его фрагмен.
Странным образом автор этой  книги почему-то пропустил небольшую деталь, то,  что на фото, сделанного у дома Максимилиана Волошина, присутствуют велосипеды, на которых, эти люди “в полосатых рубашках и галстуках” очевидно и   приехали.
 Так вот, на этом фото, как и на других присутствуют  члены феодосийского горного клуба, которые решили таким образом совершить небольшое путешествие по восточному Крыму, при этом  не забыв еще прихватить с собой и фотографа.
Продолжение обязательно будет...
----------------------------
Продолжение от 11 августа 2011 года.
Необошлось в этом издании и без всякого рода  загадок.  Смотрим...
Так на 43 странице этой книги, в материале который был  посвящен Павлу Павловичу фон Теш были размещены две его фотографии, на которых у него почему-то оказался разный профиль носа?


понедельник, 25 октября 2010 г.

Письмо Айвазовского

По всей видимости, 
это действительно последнее письмо Ивана Константиновича Айвазовского.
Оно было написано на армянском языке. 

воскресенье, 17 октября 2010 г.

Александр Константинович Шервашидзе

Среди  присутствующих на панихиде по Ивану Константиновичу Айвазовскому находился и Александр Константинович Шервашидзе, именно о нем хотелось сказать несколько слов.

 На фото он показан стрелкой.

Александр Константинович Шервашидзе (р.12.12.1867, Феодосия , ск. 1968, Монако). 
Первый профессиональный абхазский художник, график, живописец, сценограф, общественный деятель. 
1889 г. окончил Киевское реальное училище, затем учился в Московском училище живописи, зодчества и ваяния. 
1895-1899 гг. учился в Париже в студии Фернана Кормона, позже - у Жюльена. 
Вернулся из Парижа в 1906 г. 
1906-1917 гг. работал в Петербурге, был театральным художником. 
1918-1920 гг., под его руководством, в Сухуми были основано театральное общество.
1919 г. жил в Коктебеле (Крым) у своего друга, поэта Максимиллиана Волошина.
1920 г. по приглашению С.П.Дягилева, отправился в европейское турне в качестве художника его знаменитой балетной труппы. Им были блестяще оформлены постановки в Лондоне,
Париже, Мадриде, Монте-Карло. 
С 1921 г. жил и работал в Париже. Бóльшую часть своих работ художник безвозмездно передал Музею искусств Грузии и Сухумской художественной галерее. Автор ряда популярных и критических статей по искусству. 
В 1985 г. в Тбилиси состоялась первая персональная
выставка художника.
~ I. (1905 г.) Екатерина Васильевна Подолка; 
~ II. Наталья И. Бутковская.
Примечание:
Использован материал историко - генеалогического исследования 
Под редакцией  профессора Георгия Зурабовича Анчабадзе.
 Рисунок А.К.Шервашидзе, Е.О.Кириенко -Волошина (мать М.Волошина). 
1919 год.

пятница, 15 октября 2010 г.

Закладка книги об Айвазовском

Выходит новая книга об Айвазовском.
Все что можем пока показать, так это закладку, которая будет находиться в этой книге.
 И ее вторая сторона.

четверг, 14 октября 2010 г.

Обвал скалы.(Дополнено)

"Обвал скалы", 1883 год. 
Перед вами копия репродукции из каталога Н.С.Барсамова изданного, если не ошибаемся в 1959 году.
 Фрагмент фото, Анна Никитична в месте с супругой композитора А.А.Спендиарова -Варварой Леонидовной, урожденной Мазировой, которая являлась дочерью племянника Айвазовского.
Дата съемки около 1920 года. С правой стороны, в верху находится та самая картина, о которой мы  говорили выше. Однако, это только на первый взгляд кажется что эта картина та самая...
Если провести простое сравнение, что и было проделано несколько лет тому назад, можно увидеть множество отличий, не которые из них показаны цветными стрелками.
Другой информации на этот счет  у нас просто нет.
Дополнение от 05 февраля 2012 года.
Обратите внимание на расположение падающих в бушующее море камней...
Сходство показано одним цветом,  и отличия показаны разным .
Что можно сказать, какие выводы сделать.
Если учесть тот факт, что это все же дом самого Айвазовского, стало быть полотна иных авторов здесь просто не могли находиться.
То что на стене висит копия, это понятно, а вот кто ее  автор?
Скорей всего эту копию мог выполнить один из внуков Ивана Константиновича, какой именно пока остается  загадкой...
Дополнение от 20 апреля 2012 года. 
Скорей всего эту  копию произведения  Айвазовского  с названием " Обвал скалы" выполнил Алексей Ганзен.
Автор этого произведения А. Ганзен.

Стихи П.Е.Делло - Грамматика (посвящение Айвазовскому)

К любезному вниманию нашего читателя, предлагаем стихи, написанные более 140 лет тому назад: “Анюте” (1863год) и “Ивану Константиновичу Айвазовскому” (1867 год).
Их автор Платон Егорович Делло – Грамматик, на то время занимавший пост евпаторийского градоначальника. Все эти стихотворения в числе других были изданы в виде маленькой книжечки в Феодосии в типографии Халибовского училища. 
Именно ее и смогла разыскать в одном из петербургских архивов праправнучка Платона Егоровича – Анастасия Лебединская и именно благодаря ней, они вновь были напечатаны  в нашем городе.
Несколько слов о самих стихах.
Стихотворение “Анюта”, как сообщила в своем письме Анастасия Владиславовна , его автор посвятил своей дочери, которая в 1863 году вышла замуж.


Стихотворение “Ивану Константиновичу Айвазовскому” было написано в год когда маринисту исполнилось ровно 50 лет. 
По всей видимости Иван Константинович и Платон Егорович были знакомы друг с другом.

понедельник, 11 октября 2010 г.

Памятник Айвазовскому.

Открытие памятника Айвазовскому.

Открытие памятника Айвазовскому , 02 мая 1930 год. 
С левой стороны, на балконе в темном Анна Никитична Айвазовская.
 Это место сегодня.
  

воскресенье, 10 октября 2010 г.

Нани Брегвадзе и Айвазовский


Кто бы мог подумать то, что известная певица и актриса Нана Георгиевна Брегвадзе (р.1938 г.) состоит в родстве с Иваном Константиновичем Айвазовским.
Дело в том, что ее мама из того же рода, что и зять Ивана Константиновича – князь Иверико Давидович Микеладзе.

Для информации: Иверико Давидович был женат на дочери Елены Ивановны Айвазовской и Пелопида Савича Латри – Софье, которая в первом браке известна как Новосельская, во втором же браке как Микеладзе. Она имела двоих дочерей: от первого брака Ольгу, от второго Гаяне.
Имя же мамы Наны Георгиевны - Ольга Александровна Микеладзе.

Первые упоминания рода Микеладзе в грузинских исторических документах относятся к началу XIV века. В грамоте Имеретинского царя Микела, от 1327 года упомянут Мангасар Микеладзе, который был убит в проходившей в то время войне. После Мангасара про Микеладзе в грузинских источниках долго ничего не упоминается, только в период с 1412 по 1444 год появляются записи о Ломисе Микеладзе, который служил при дворе царя Грузии Александра I Великого (1412 – 1442 гг.). 6 декабря 1850 года в Высочайше утвержденный «Именной посемейный список лицам, принадлежащим к княжеским и дворянским родам Имеретии» были внесены 73 семьи князей Микеладзе (триста восемьдесят шесть человек обоего пола).
Вот такая история.
Гаяне Микеладзе ( в UK знакома под именем как Мики Иверия), 
дочь князя И.Д. Микеладзе.
Дом, в котором некогда проживал другой потомок имеретинского княжеского рода, 
дочь Майи Манучаровны Микеладзе - Ольга.
Феодосия, Крым, Украина. 

суббота, 9 октября 2010 г.

Добрый гений.

Анна Никитична Айвазовская
"Добрый гений".
Монумент был посвящен супруге Айвазовского - Анне Никитичне.
  
Это фрагмент фото приблизтельно 1935 года, сам монумент был перенесен местой властью на новое место, таким образом оказался на против генуэской башни Константина.
При демонтаже он был очевидно поврежден, о чем говорит трещина в нижней части самого памятника.

"Добрый гений", так он  выглядит сегодня, уже на третьем месте, это его "копия".
Открытка дореволюционного периода  времени. 
Портрет. 

Котляревский Петр Степанович

Полководец. 
Родился в семье сельского священика в с.Ольховатка Харьковской губернии.
Учился в харьковском духовном коллагиуме.
Бросив учебу в 1793 году уехал в г. Моздок.
В 1796 году в чине сержанта участвовал в русско - иранской войне.
С 1799 года - подпорутчик, адъютант И.П.Лазарева.
Участвовал в сражении при реке Иора, в котором объединенная российско - грузинская армия одержала победу  над лезгинами.
Получил первый орден Св. Иоанна Иерусалимского.
1803 г. -штабс - капитан.
1804 г. - майор.
1807 г. - подполковник.
1808 г. - полковник.
1811 г. генерал -майор.
1812 г. - генерал -лейтенант.
Талант полководца ярко проявился во время русско - иранской войны 1804 -1813 гг., когда тридцатилетний генерал руководил штурмом крепости Ленкорань, падение которой 01 января предрешило победу России в многолетней войне.
В 1826 году  П.С. Котляревскому было присвоено звание генерала от инфантерии, но из-за тяжелых ранений он был вынужден уйти в отставку. Награжден тремя орденами Св. Георгия, и редким в то время орденом Св. Георгия  2-й степени, а так же золотой шпагой с надписью "За храбрость"
В конце 1820-х годов приехал в Феодосию, где купил усадьбу бывшего Феодосийского градоначальника С.М. Броневского "Добрый приют", где прожил 22 года.
Умер П.С.Котляревский на семидесятом году жизни.
 Усыпальница П.С.Котляревского, с левой стороны видна дача Стамболи.
Был похоронен на старинном кладбище в близи своего дома с воинскими почастями.
Имя его навечно было занесено в списки Грузинского гренадерского полка.
В начале 70 годов девятнадцатого века останки генерала должны были быть перенесены в здание Музея Древностей, в часовню -мавзолей, сооруженную по проекту архитектора Никитина над могилами П.С. Котляревского и его соратника И.И. Шульца на средства нового владельца "Доброго приюта" -Рукавишникова.
05 июля 1870 года часовня была заложена .
Но перезахоронения так и не состоялось.
В 1900 году снова стал вопрос о перенесении праха генерала в усыпальницу при Музее Древностей.
Но этому помешала, начавшеяся первая мировая война.
В 1917 году, уже гажданская.
Позже могила была утеряна.
Не так давно, на  территории, бывшего "Доброго притюта", в настоящее время это санаторий МО, при прокладке коммуникай была обнаружена могила  генерала.
Но вопрос остался так и не решенным.
Речь уже не идет о переносе захоронения, речь идет о том что бы установить на месте захоронения монумент и обеспечит свободный пропуск все желающих почтить память
Петра Степановича Котляревского.